Всего десять лет назад крупнейший в мире поставщик программного обеспечения для бизнеса, корпорация Microsoft (MSFT), была компанией, чье существование оказалось под угрозой мобильной и облачной революции.
У редмондского гиганта на тот момент практически не было другого выбора, кроме как начать двигаться к переходу от компании, которая продавала лицензии на собственную операционную систему Windows, к компании, которая получала доход от продажи подписки на облачные сервисы.
Этот процесс был затяжным, но Microsoft добилась впечатляющего прогресса с более чем $20 млрд дохода, который она теперь получает от подписок на свои облачные услуги Azure, Dynamics 365 и Office 365. Акции MSFT откликнулись на такие стратегические изменения и теперь они растут по ставкам FANG (аббревиатура, использующаяся для обозначения акций наиболее перспективных технологичных компаний Facebook, Amazon, Netflix и Google).
Бизнес-бухгалтерия Apple
Компания Apple (AAPL) – это еще один технологический гигант, который пару лет назад столкнулся с аналогичной ситуацией. Только Apple увидела своих конкурентов, которые отбирают часть ее доходов от продажи iPhone. Среди них — Samsung, Huawei, Xiaomi и другие китайские подражатели гиганта из Купертино. Около 10 лет назад Apple сделала большую сильную ставку на iPhone. В результате чего замечательные 86% роста ее прибыли за последние пять лет были напрямую привязаны к продажам ее флагманских смартфонов.
Но после десятилетия более чем активного роста, доходы Apple от ее смартфонов стали увеличиваться уже не так активно.
С атакой iPhone-клонов Apple поняла, что ей не стоит надеяться на то, что продажи iPhone будет расти всегда столь активно. С огромной базой в более чем миллиард устройств Apple, более чем логичным будет решение сосредоточиться на монетизации сервисов, которые их поддерживают, включая AppStore, iTunes, AppleMusic, ApplePay, iCloud и AppleCar, не так ли?
Благодаря такому подходу компании сегмент сервисов для нее вырос из категории вспомогательных доходов до нового драйвера роста финансовых показателей Apple.
В течение первого квартала 2018 года бизнес Apple Services принес компании $8,5 млрд, что неплохо для роста на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среднее устройство Apple теперь приносит компании $30 в виде доходов от различного рода сервисов. Между тем, доходы Apple выросли на 15,5%, причем 60% из них напрямую связаны с ростом доходов от сервисов.
Apple может использовать опыт Microsoft
Apple до сих пор много зарабатывает на традиционных приложениях, пока компания не смогла полностью охватить подписное программное обеспечение. Apple по-прежнему придерживается анахроничных настольных приложений, так популярных в пред-облачные дни. Компания имеет широкий набор приложений Pro, которые специалисты по аудио и визуальным эффектам должны загружать на свои локальные жесткие диски. Пользователи Mac могут приобрести комплект FinalCut, LogicPro, Mainstage 3 и Compressor за $630 или купить каждый пакет отдельно за $300.
Компания может разместить все эти продукты в облаке и ежемесячно взимать абонентскую плату с помощью модели Software-as-a-Service (SaaS).
В прошлом году Apple сообщила, что у FinalCutPro X было два миллиона пользователей. Для сравнения отметим, что Microsoft Office 365 имеет более 120 млн бизнес-пользователей — по цене $100 в год, что дает много повторяющихся доходов. Apple, скорее всего, увидит огромный приток новых пользователей и хороший повторяющийся поток доходов, если решиться предлагать эти услуги в виде подписки на облако, что является новой нормой в современном «облачном» мире.
Благоприятное время для Apple
Акции Apple смогли избежать волнения даже в течение ряда сложных лет благодаря большим дивидендам компании и обратному выкупу акций, которые побуждали инвесторов хранить ее ценные бумаги. И если Apple решиться выйти в «облако», начать активнее предлагать свои приложения в виде облачных сервисов и зарабатывать на подписке, их ждет большое будущее.