Когда-то в будущем, катаясь в машине, ребенок спросит своих родителей о далеком прошлом, когда люди использовали рулевые колеса и педали для управления автомобилем.
Конечно, полная реализация части слова “авто” — в виде полностью автономных автомобилей — далеко впереди, но тем не менее, компании пытаются построить это будущее уже сегодня.
К тому же, изменение облика транспорта является дорогостоящим бизнесом, который, как правило, требует корпоративной поддержки или больших объемов венчурного финансирования для реализации такой амбициозной цели. Недавний раунд финансирования серии A в размере $128 млн, проведенный стартапом Roadstar.ai из Шэньчжэня, заставляет задуматься, а сколько таких независимых, хорошо финансируемых стартапов существует на рынке автономных автомобилей?
Не так много, как хотелось бы. Оказалось, что компании в этой категории можно разделить по двум направлениям: те, кто работает с сенсорными технологиями — неотъемлемой частью любой системы автономной езды, и более “полного цикла”, занимающиеся как аппаратными, так и программными решениями. Они включают датчики, программное обеспечение с элементами машинного обучения и механизмы управления, вместе образующие комплексные интегрированные автономные системы.
Компании в области комплексных автономных систем
Начнем с компаний с “полным циклом”. В приведенной ниже таблице представлена совокупность независимых стартапов в области комплексных автономных транспортных систем, работающих сегодня на рынке, а также фокусные области их деятельности, местоположение штаб-квартир и общий объем привлеченных средств:
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4481″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-6206″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»578″,»height»:»433″,»alt»:»u0421u0442u0430u0440u0442u0430u043fu044b u0432 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u0438 u043au043eu043cu043fu043bu0435u043au0441u043du044bu0445 u0430u0432u0442u043eu043du043eu043cu043du044bu0445 u0442u0440u0430u043du0441u043fu043eu0440u0442u043du044bu0445 u0441u0438u0441u0442u0435u043c»}}]] Стартапы в области комплексных автономных транспортных систем
Обратите внимание на фокусные области деятельности компаний, перечисленных выше. В большинстве компании сосредоточены на создании более обобщенных технологических платформ — возможно, для продажи или лицензирования крупными автопроизводителями в будущем, тогда как другая часть стремиться овладеть не только автономной автомобильной технологий, но и использовать ее в парке такси по требованию и других транспортных услугах.
Автомобильные «глаза и уши»
В направлении сенсорных технологий также существует тенденция, которая, безусловно, сконцентрирована в одной области фокуса, как видно из таблицы, приведенной ниже:
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4482″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-6207″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»572″,»height»:»427″,»alt»:»u0421u0442u0430u0440u0442u0430u043fu044b u0432 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u0438 u0441u0435u043du0441u043eu0440u043du044bu0445 u0442u0435u0445u043du043eu043bu043eu0433u0438u0439″}}]] Стартапы в области сенсорных технологий
Некоторые из наиболее удачных в плане финансирования стартапов в области сенсорных технологий работают над технологиями обнаружения света и определения дальности (LiDAR), которые являются “глазами” автономных транспортных систем. Компания CYNGN интегрирует различные датчики, включая LiDAR, в свои аппаратные и программные инструменты, которые являются одним из ключевых элементов разработчика мобильной ОС, ранее известного как Cyanogen.
Но есть и другие области для сенсорных компаний, в том числе смарт-панель регистратора Nauto, которая собирает данные о местоположении автомобиля и способна определить изменения стиля вождения, свидетельствующие об отвлечении водителя. Или технология DSRC от компании Autotalks, обеспечивающую связь между автомобилями (vehicle-to-vehicle).
И в отличие от некоторых из вышеперечисленных компаний “полного цикла”, многие из этих “сенсорних” компаний установили отношения с производителями в автомобильной промышленности. Например, компания Quanergy Systems сотрудничает с поставщиком компонентов Delphi, производителями роскошных автомобилей Jaguar и Mercedes-Benz и такими автопроизводителями, как Hyundai и Renault-Nissan, в качестве партнеров и инвесторов. Другая компания, Innoviz, поставляет свои LiDAR-решения BMW Group.
Хотя радары, и даже LiDAR-технологии, сегодня уже не являются новинками, в области сенсоров по-прежнему есть место для инноваций. Согласно профайлу компании IEEE Spectrum ее система “когерентного оптического радара” Oryx Vision похожа на гибрид радара и технологии LiDAR, поскольку “использует лазер для инфракрасной подсветки дороги впереди автомобиля, но, как и радиолокатор, обрабатывает отраженный сигнал как волну, а не частицу”. Эта технология способна обеспечивать более высокое разрешение на больших дистанциях, чем традиционные радиолокационные или более новые технологии LiDAR.
Могут ли стартапы конкурировать с крупными корпоративными игроками?
Существует множество инициатив в области автономных транспортных средств, за которыми стоят корпоративные игроки. Например, Waymo, дочерняя компания Alphabet, которая может полагаться на огромный капитал поисковика Google. У Uber также имеется инициатива по автономным транспортным средствам, хотя компания столкнулась со множеством юридических проблем и вопросов безопасности, в том числе с тем, что ей не посчастливилось стать первой подобной компании, убившей пешехода в начале этого года.
Tesla также вложила значительные средства в разработку вспомогательных технологий для своих автомобилей, но она также столкнулась с некоторыми препятствиями, поскольку глава подразделения Autopilot (ее собственного решения по автономии автомобилей) ушел из компании в апреле. К компании также много претензий относительно безопасности. И хотя программа автономных автомобилей Apple была менее публичной, чем другие, она продолжается “в фоновом режиме”. Китайские компании, такие как Baidu и Didi Chuxing, также запустили собственные подразделения R&D в Силиконовой долине.
Что же касается традиционных автопроизводителей, то они также не остаются в стороне. Еще в 2016 году General Motors объявила о старте своих R&D-усилиях в области автономных автомобилей после покупки за $1 млрд Cruise Automation. И, чтобы не отстать, Ford приобрела контрольный пакет акций Argo AI, также за $1 млрд.
И все же, остается вопрос, имеют ли, даже хорошо финансируемые, стартапы, упомянутые ранее, шанс “оторвать” часть пирога на рынке у корпоративных игроков, либо, хотя бы, присоединиться к их рядам? Все возможно.
Причина, по которой столько денежных средств инвесторов поступает в эти компании, объясняется тем, что рыночные возможности, предоставляемые автономными транспортными технологиями, огромны. Речь идет не только о самом автомобильном рынке — в 2018 году прогнозируется продажа более 80 миллионов автомобилей по всему миру – речь идет о сэкономленных времени и умственных усилиях за счет передачи руля автомобиля компьютеру. Неудивительно, что так много компаний и их сторонников мечтают о даже крошечном кусочке этого пирога.