История Tesla (NASDAQ: TSLA) весьма занимательна. Несколько предпринимателей из Кремниевой долины собираются вместе и создают автомобильную компанию.
Казалось бы, они обречены на неудачу, поскольку занялись не своим делом. Однако уже через несколько лет они построили компанию, конкурирующую с Большой тройкой (General Motors, Ford и Fiat Chrysler), а автомобиль, созданный ими, заслужил множество общественных наград.
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4364″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-2834″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»600″,»height»:»400″,»alt»:»u0418u043bu043eu043d u041cu0430u0441u043a u0440u044fu0434u043eu043c u0441 u0430u0432u0442u043eu043cu043eu0431u0438u043bu0435u043c u041cu043eu0434u0435u043bu0438u00a0S u043du0430 u0432u044bu0445u043eu0434u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u043eu0434u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u043bu0438u043du0438u0438 u0437u0430u0432u043eu0434u0430 Tesla»}}]] Илон Маск рядом с автомобилем Модели S на выходе производственной линии завода
История становления Tesla обсуждалась во многих видео и даже была изложена в одной книге, а ее отдельные фрагменты обсуждались в тысячах печатных и онлайн статей. Для тех, кто предпочитает краткий формат, на сайте Visual Capitalist история компании резюмирована в большой инфографике.
Сага о Tesla начинается с мелкосерийного спортивного электромобиля Roadster, но стартап стал «реальной компанией» только после IPO в 2010 году, в котором он смог привлечь $226 млн. инвестиций. Это было начало стремительного роста компании.
Tesla была первой американской автомобильной компанией, вышедшей на IPO после выхода на фондовый рынок в 1956 году компании Ford.
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4365″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-2835″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»600″,»height»:»400″,»alt»:»Tesla Roadsteru2013 u0438u043cu0435u043du043du043e u0432 u044du043bu0435u043au0442u0440u043eu043cu043eu0431u0438u043bu0435 u044du0442u043eu0439 u043cu043eu0434u0435u043bu0438 u0441u0438u0434u0435u043b u043cu0430u043du0435u043au0435u043d Starman, u0432u044bu0432u0435u0434u0435u043du043du044bu0439 u043du0430 u0433u0435u043bu0438u043eu0446u0435u043du0442u0440u0438u0447u0435u0441u043au0443u044e u043eu0440u0431u0438u0442u0443 u043du0430 u0440u0430u043au0435u0442u0435-u043du043eu0441u0438u0442u0435u043bu0435 Tesla SpaceX»}}]] Tesla Roadster– именно в электромобиле этой модели сидел манекен Starman, выведенный на гелиоцентрическую орбиту на ракете-носителе Tesla SpaceX
В момент выхода на IPO Ford была уже крупной и хорошо известной компанией, а ее IPO было в то время самым большим в истории WallStreet. В противоположность этому Tesla в 2010 году была крошечной фирмой-автопроизводителем, занимавшей весьма скромную нишу авторынка. О ней мало кто слышал за пределами автомобильной промышленности и экологического сообщества.
Аналитики рынка акций, мягко выражаясь, были настроены скептически и «медведи» (биржевые дельцы играющие на понижение) набросились на акции компании (сумма незакрытых позиций по акциям Tesla продолжает быть огромной вопреки тому, что на краткосрочных продажах были потеряны миллиарды).
Несмотря на типичные для акций амбициозных технологических компаний резкие колебания курса, котировки акций TSLA всегда имели тенденцию к росту. В последующие семь лет после IPO рыночная стоимость Tesla превзошла Ford, несмотря на то, что объем продаж ветерана американского автопрома был во много раз больше. К концу 2017 года рыночная капитализация Ford составляла $49,9 млрд, в то время как для Tesla этот показатель достиг $52,3 млрд.
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4366″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-2836″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»604″,»height»:»342″,»alt»:»u0421u0440u0430u0432u043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0433u0440u0430u0444u0438u043a u0438u0437u043cu0435u043du0435u043du0438u044f u0440u044bu043du043eu0447u043du043eu0439 u043au0430u043fu0438u0442u0430u043bu0438u0437u0430u0446u0438u0438 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0439 Tesla u0438 Ford»}}]] Сравнительный график изменения рыночной капитализации компаний Tesla и Ford
За последние 7 лет произошли грандиозные события. Tesla приобрела у Toyota крупный завод в Фримонте. Она прекратила производство модели Roadster и перешла к следующей фазе плана развития, построив два электромобиля, известных сейчас как Model S и Model X. Эти два автомобиля к настоящему времени получили почти все существующие премии и почести, включая признание «самым безопасным автомобилем из протестированных NHTSA» и «лучшим автомобилем из протестированных Consumer Reports». К настоящему времени продано более 200 тыс. автомобилей.
С целью сокращения стоимости литий-ионных аккумуляторов на 30% Tesla в партнерстве с Panasonic построила гигантский завод Gigafactory в Неваде. Tesla представила домашний батарейный блок Powerwall –ключевую часть паззла, соединяющего электромобили и домашние генераторы солнечной энергии. Она ввела технологию автовождения Autopilot и построила свою международную сеть зарядных станций Supercharger. В 2016 году компания объявила о кульминации своего генерального плана: выпуск Model 3 –электромобиля для массового рынка со средней ценой. На новый электромобиль было быстро собрано почти полмиллиона предварительных заказов, что сделало его, пожалуй, самым успешным в истории запуском изделия в производство.
С созданием Model 3, которую теперь можно обнаружить повсеместно на североамериканских дорогах, Илон Маск достиг своей донкихотской цели, поставленной более десяти лет назад. Однако история Tesla только начинается: в процессе разработки модель Semi, новый Roadster; солнечные панели, устанавливаемые на крыши домов; крупные проекты по строительству аккумуляторов энергии в Австралии, Пуэрто-Рико и в других местах, создание новых зарядных станций Supercharger и всевозможный функционал, предоставляемый посредством беспроводных обновлений программного обеспечения. Будущее для компании, и для тех, кто пишет об этом, выглядит столь же ярким, как солнце Калифорнии.