Китай может победить США в борьбе за рынок дополненной и виртуальной реальности

Американская индустрия дополненной реальности (ДР) и виртуальной реальности (ВР) в прошлом году произвела больше прибыли, чем китайская, но темпы роста последней на протяжении последующих пяти лет могут обеспечить ей доминирование в долгосрочной перспективе.

У китайского рынка ДР/ВР есть естественное преимущество, которое заключается в том, что к 2022 году каждый $1 из $5 потраченных на ДР/ВР в любом уголке мира может уйти китайским компаниями. Это может представлять собой уникальную возможность (или угрозу) для местных и международных игроков на этом рынке. А если прибавить к Китаю другие технологически развитые страны региона, то в срок до пяти лет Азия в целом сможет производить половину мировой прибыли на рынке ДР/ВР. Западным компаниям придется как следует постараться, чтобы выдержать такой уровень конкуренции.

Повсеместное распространение может помочь рынку ДР в долгосрочной перспективе превзойти по объему более специализированный рынок ВР. Хотя эти два рынка могут однажды объединиться в один мега-рынок, до тех пор, пока этого не произошло, их динамика развития может сильно различаться. Аппаратная база ДР к 2022 году может достичь $3,5 млрд., а объем общей прибыли, произведенной на рынке, составить от $85 до $90 млрд. В отношении ВР прогноз гораздо более скромный, к 2022 году можно ожидать, что стоимость всего используемого оборудования будет оцениваться от $50 до $60 млн. при общем объеме прибыли в промежутке от $10 до $15 млрд.

США могут выиграть битву за ВР

Эксклюзивная вовлеченность (например, сложно не отвлекаясь от процесса игры в ВР проверять почту на мобильном телефоне) виртуальной реальности ограничивает область ее применения сферой развлечений. Небольшая аппаратная база и низкая мобильность приводит к тому, что игры, видео и прочие варианты использования технологии в развлекательных целях в долгосрочной перспективе могут дать две трети прибыли на рынке ВР, при этом на долю «железа» будет приходится только четверть прибыли ввиду ограниченного объема продаж и ценовой конкуренции.

Динамика рынка ВР в странах имеет много общего с более широким рынком видеоигр. В США находится в использовании значительное количество приставок Sony, способных воспроизводить ВР (до недавнего времени продажа игровых приставок в Китае была под запретом), а также высокопроизводительных ВР-пригодных ПК. Кроме того, в США сформировалась высокодоходная и стабильная экономикавидеоигр, что может оказаться преимуществом в случае, если автономные устройства ВР (не нуждающиеся для работы ни в ПК, ни в смартфонах) «выстрелят» в ближайшие несколько лет. Хотя в Китае у мобильного ВР гораздо более широкая база, тем не менее, нужно помнить, что в прошлом годуперспективы ростаспроса на мобильную/автономную ВР были существенно подорваны запуском для массового рынка мобильной ДР. Учитывая, что средний доход на пользователя мобильным или автономным ВР в Китае ниже, чем в США, можно заключить, что по этому фронту противостояния двух стран – относительное преимущество на стороне США.

К 2022 году США могут производить одну пятую от прибыли на мировом рынке ВР, т.е. несколько больше, чем Китай. США могут выиграть эту битву, но это небольшая победа. Китай вместе с другими азиатскими странами (в особенности Японией и Южной Кореей) через пять лет может производить немногим менее половины всей мировой прибыли на рынке ВР, т.е. в два раза больше, чем сможет произвести США по прогнозам аналитической фирмы Digi-Capital. Европа (в которой на рынке ВР ведущее положение занимают Великобритания, Германия и Франция) также может поучаствовать в этом состязании, но скорей всего только на правах бронзового призера – все европейские страны вместе произведутприбыль,в лучшем случае, лишь немногим больше, чем США или Китай по отдельности.

Китай может выиграть войну за счет ДР

Динамика на стороне ДР смотрится совершенно иначе. Мобильная ДР обладает аппаратной базой в миллиарды долларов и когда Apple выпустит (если выпустит) привязанные к смартфонам смарт-очки, рынок мобильной ДР может вырасти с сотен тысяч до десятков миллионов устройств в течении 5 лет. Благодаря такому потенциалу может появится множество новых сценариев использования и приложений этой технологии для нужд бизнеса. Электронные продажи, продажи оборудования, разнообразные мобильные приложения (как игрового характера, так и не игрового) – все эти направления в долгосрочной перспективе дают технологии ДР большой коммерческий потенциал.

Таким образом, в то время, как ВР смотрится как дополнение к рынку видеоигр, долгосрочная динамика ДР больше вписывается в тренд мобильных устройств. Здесь естественное преимущество Китая вступает в силу и может обусловить его превосходство в этой индустрии над любой другой страной мира (в том числе и США).

ARCore в долгосрочной перспективе может обладать базой устройств в Китае количественно близкой к мировым масштабам ARKit от Apple. Если добавить сюда китайские устройства с самим ARKit, домашние китайские ДР от Tencent, Alibaba и других разработчиков, то станет очевидным истинный масштаб китайских возможностей. Смарт-очки могут стать премиумной периферией для смартфонов от Apple и других производителей, что в долгосрочной перспективе еще больше повысит потенциал Китая на мировом рынке ДР.

Что это может значить для технологии ДР?

Что касается бизнес-модели, в которой может доминировать Китай, то это скорей всего будет электронная коммерция. Затем последуют продажи смарт-очков, сперва для основной базы премиумных китайских пользователей iPhone, затем, в долгосрочной перспективе может последовать завоевание положения главного поставщика смарт-очков Apple. У Tencent хорошие перспективы в рекламе на основе ДР, что объясняет ее недавние баталии против Alibaba (хотя к этому противостоянию может подключится Facebook, ее Camera Effects может произвести больше прибыли за пределами Китая). Кроме того, нельзя забывать о прибылях, которые поступят от китайских магазинов приложений ДР на iOS и Android, корпоративной ДР и локально ориентированных аттракционов ДР.

Суммируя все вышесказанное, т.е. будущую аппаратную базу и бизнес-модели, – все это может обеспечить Китаю четверть прибылей ДР к 2022 году. Если приплюсовать региональные показатели к китайским, то на долю Азии придется больше половины всех прибылей мирового рынка ДР, на Европу меньше четверти, а Северной Америке придется довольствоваться всего одной пятой.

В конце концов, мир тесен

Аппаратная база, сценарии использования и коммерциализация – хорошие индикаторы перспектив технологических рынков, в том числе и рынка ДР/ВР. Хотя США может добиться успеха с ВР, Китай находится в гораздо более выгодной позиции, чтобы установить господство на значительно более крупном рынке ДР. Таким образом, тот кто займет рынок ДР, также будет доминировать на мировом рынке ДР/ВР, если они когда-нибудь объединятся. Складывается устойчивое впечатление, что безоговорочным фаворитом на данный момент является Китай.

Это, конечно, не значит, что США, либо другие западные страны не могут в долгосрочной перспективе получить хорошие выгоды от ДР/ВР. Однако именно Азия, и в особенности Китай, имеют решающее значение для будущего этого рынка. Глобальным игрокам следует озаботится поиском подходящих конкурентных стратегий, в противном случае они рискуют остаться за бортом стремительно набирающего обороты парохода. У Appleскорей всего дела пойдут как обычно хорошо, а всем остальным придется приложить максимум усилий.

Без рубрики .